Радиоприемник на одном транзисторе
Электросхемы начинающим
Данный радиоприемник выполнен всего лишь на одном транзисторе типа КТ3102 (буквенный индекс роли не играет). Схема довольно простая, единственная сложность в ее изготовлении- это наличие моточных изделий. Впрочем ничего сложного здесь нет, достаточно набраться терпения и эту схему сможет собрать даже начинающий радиолюбитель.
Транзистор КТЗ102 обладает коэффициентом усиления 400…1000. Поэтому, несмотря на то, что приемник выполнен по двухкаскадной схеме, по чувствительности не уступает приемнику с четырьмя каскадами, в котором применены транзисторы с усилением 20…30. Несмотря на предельную простоту, схема обладает чувствительностью, достаточной для уверенного приема на магнитную антенну местных радиовещательных станций.
Схема радиоприемника
Приемник принимает сигналы радиостанций, работающих в диапазоне длинных и средних волн. Оба диапазона перекрываются одним поворотом ротора конденсатора переменной емкости. Это позволило исключить из схемы переключатель диапазонов.
Работает схема по принципу рефлексного усиления. Сигнал, выделенный колебательным контуром C1L1, через катушку связи L2 поступает на базу транзистора VT1, усиливающего сигнал по высокой частоте. Особенностью схемы является отсутствие обычного для рефлексных радиоприемников высокочастотного трансформатора или дросселя — роль нагрузки транзистора VT1 по радиочастоте выполняет индуктивное сопротивление телефона BF1. Усиленный радиосигнал детектируется диодом VD1, нагрузкой которого служат резистор R1 и сглаживающий конденсатор С2. Продетектированный сигнал через разделительный конденсатор С3 и катушку возвращается на базу транзистора VT1. (Поэтому и называется приемник рефлексным.) Таким образом, транзистор VТ1 выступает в роли усилителя дважды: сначала по радиочастоте, а затем по звуковой частоте.
Еще одной особенностью схемы является наличие в ней автоматической регулировки усиления (АРУ). Она осуществляется благодаря тому, что при приеме мощной радиостанции увеличивается постоянная составляющая напряжения на резисторе R1. Это приводит к уменьшению тока смещения транзистора VT1, и следовательно, к уменьшению его усиления.
О деталях. Магнитная антенна выполнена на стержне из феррита 600НН длиной 75 мм и диаметром 10 мм. Контурная катушка L1 содержит 70 витков провода ЛЭШО 10×0,07, намотанных виток к витку посередине стержня. Катушка связи L2 содержит 11 витков провода ПЭЛШО или ПЭЛ диаметром 0,1—0,3 мм, намотанного поверх катушки L1. C1 — двухсекционный конденсатор переменной емкости с параллельно включенными секциями. Резисторы R1, R2 и конденсаторы С2, С3, С4 могут быть практически любого типа, однако предпочтение, конечно, следует отдавать наиболее миниатюрным. Диод VD1 — любой из серий Д9, Д18.
В связи с тем, что схема приемника некритична к размещению деталей, корпус его может быть произвольным. Собранный из исправных деталей приемник начинает работать сразу и наладки не требует.
При необходимости чувствительность приемника может быть увеличена путем подключения к нему внешней антенны. Для этого поверх контурной катушки наматывают 10 витков провода ПЭЛШО или ПЭЛ диаметром 0,1—0,3 мм. Один вывод обмотки подключается к внешней антенне, другой — к заземлению. Антенной может служить отрезок провода длиной 2—3 м, заземлением, к примеру, — труба центрального отопления.
Питание радиоприемника осуществляется от дискового никель-кадмиевого аккумулятора типа Д-0,06. Одной зарядки этого аккумулятора хватает на 15—20 часов непрерывной работы. Можно применить аккумулятор типа Д-0,1. Время работы приемника в этом случае возрастет до 20—30 часов.
Зарядное устройство для аккумулятора может быть собрано по схеме, изображенной на рисунке 2. Это всем известный вариант, когда применяется, так называемый гасящий конденсатор. При его сборке необходимо учесть требования техники безопасности: схема должна быть размещена в закрытом диэлектрическом корпусе, исключающем возможность случайного касания элементов схемы или заряжаемого аккумулятора. Время зарядки аккумуляторов типа Д-0,06 и Д-0,1 составляет соответственно 10 и 16 часов. Превышение этого времени может вызвать выход аккумулятора из строя. При правильной эксплуатации аккумулятор выдерживает до 300—500 циклов заряд-разряд.
С. ЧЕКЧЕЕВ, инженер
Черниговская область
Юный Техник 1987 №10